Black is the colour of my true love's hair....
- Почему люди умирают, Мерлин? Моргана сидела под деревом, рассеянно перебирая на земле собранные целебные
травы. Ее огромные зеленые глаза, блеск которых становился подчас невыносимым,
были задумчивы и выражали зрелость ума, которая в соединении с глубокой печалью
так странно сочеталась в этой маленькой семилетней девочке с нежностью и
прелестью незакончившегося детства.
Нас окружал густой полумрак. Через широкий проем в лесной чаще, отлого
спускавшейся к берегу, видны были залитые ярким солнечным светом стены Кардуэла
и дальше - глубокий залив, который отделял земли силуров от страны белгов,
расширялся к западу, пока совсем не терялся в Ирландском море.
- Почему люди умирают? - повторила Моргана. - Я еще так мала, но я все равно
чувствую бег времени и смерть - так коротка жизнь.
- Конец одной жизни - это еще не конец времен, Моргана, а смерть одного человека
- еще не смерть человечества.
- Но какое мне дело до того, что людской род бессмертен? - сказала она с гневом.
- Ведь умру-то я, а не он. Ненавижу его. Человек - раб, смирившийся со своей
судьбой, верящий, чтобы успокоить себя, всем тем глупостям относительно
вечности, которые преподносят ему пустые мечтатели и лгуны. Во весь этот вздор о
загробной жизни, про рай или ад на небесах, под землей или я не знаю еще где,
про этих смешных или надменных богов Греции или Египта, жестоких - финикийских
или карфагенских, самоустранившегося - еврейского или же безумного -
христианского. Шумное скопище богов, открывающих своим приверженцам лишь
глупость, безумие или извращенный вкус своих создателей. Неужели ты думаешь, что
меня, Моргану, радует, что я буду увековечена таким человеком, чье единственное
бессмертие в его неизменной глупости? Конец одной жизни - для нее самой - конец
всего сущего; смерть не может быть этими нелепыми сказками, она - ужас, холод и
ночь.
- Нужно постараться при помощи разума и своих рук построить крепость - защиту от
холода и ночи, дом в пустоте. Нужно строить без устали, сколько есть сил. Это
безусловный долг каждого, кто получил в удел разум, воображение и предвидение.
Если эта попытка родит глупость или безрассудство - нужды нет. Мы должны
побороть страх. Это вопрос собственного достоинства. Бессмертие человеческого
рода, которое ты презираешь, - не что иное, как бессмертие этого состояния духа.
Именно в этом и состоит связь и преемственность отдельных людей, рождающихся и
умирающих в одиночестве, которое так страшит тебя. Именно в этом - вечность, а
не в бессмертии одного тела или одного разума, о неизменности и вечной жизни
которых ты мечтаешь, - даже если эти тело и разум, преисполненные гордости и
высокомерия, принадлежат самому прекрасному, самому умному и проницательному и
самому непокорному маленькому человечку, какой когда-либо рождался под солнцем.
И наверное, даже это чудо творения не сочтет для себя дерзкой мою просьбу
проявить хотя бы немного достоинства, о котором я говорил.
Она улыбнулась и скорчила гримаску в ответ на этот строгий комплимент. Потом как
будто снова погрузилась в свои размышления. И вдруг сказала мне:
- Я думала о том, как устроена Вселенная.
- По-видимому, ты считаешь Птолемея жалким образчиком человеческого рода, а его
"Географию" - нагромождением ошибок и заблуждений?
- И да и нет. Я думаю, как и он, что земля круглая, потому что линия горизонта
отступает по мере того, как мы хотим ее достигнуть, и потому еще, что на сфере,
даже на самой маленькой, дороги не имеют конца. Так что наш мир может быть
бесконечно велик в наших глазах и под нашими ногами - и ничтожно мал для нашего
разума. Таким он видится мне. Потому что, я думаю, что не он является центром
Вселенной, - но Солнце.
- Как ты пришла к этому заключению?
- После наших бесед об астрономии. Думаю, что ты и сам разделяешь это мнение,
потому что ты больше настаивал на противоречиях птолемеевской системы, чем на ее
внешней связности, хотя ты и представил мне эту космологию как вполне достойную
веры, подкрепив ее философией Аристотеля, но умолчав, правда, при этом кое о
чем, чтобы не испугать меня и не вселить ужас в мое сердце. Но я сама нашла этот
ужас - путем умозаключений. Я полагаю, что все небесные тела - на разном
расстоянии и с разной скоростью - вращаются вокруг Солнца, которое является
неподвижным центром Вселенной, подобно тому, как люди соединяются и движутся
вокруг одного солнечного ядра, или центра притяжения, - каждый в зависимости от
своих потребностей в движении, свете и тепле. И Земля, которую Птолемей считает
центром Вселенной, не является исключением из общего правила и оказывается,
таким образом, миром среди многих других миров. Она оборачивается вокруг Солнца
за один день, двигаясь в таком направлении, что нам кажется, будто Солнце
восходит на востоке и заходит на западе. Это дневное обращение сопровождается
меньшим и более медленным поперечным отклонением и приближением - двусторонним
движением, середину которого составляет время равноденствий, а крайние точки -
время солнцестояний, полный же период занимает один год. Этим объясняется смена
времен года, изменения в пути следования Солнца по небу, а также изменения
долготы дней и ночей. Луна тоже обращается вокруг Солнца, совершая пока неясное
для меня движение, пересекающее путь Земли, так что она находится то выше, то
ниже, иногда ближе, чем мы, к Солнцу, а иногда - дальше, и принимает различные
очертания, в зависимости от того, какую часть ее поверхности мы видим освещенной
солнечным светом. И именно различные положения, которые попеременно занимают
Земля и Луна относительно Солнца, создают затмения. Что же касается тех
причудливых миров, которые Лукан называет "stellae vagae", а Ксенофонт -
"блуждающими звездами", то их движение также может быть признано упорядоченным,
если предположить, что они - как и Земля - вращаются вокруг Солнца - на
расстояниях и со скоростями, не схожими между собой. Я придумала все это,
основываясь на твоем учении, а также на том неудовольствии, с каким ты излагал
мне разные успокоительные теории. Таким образом я поняла, что твердость духа
весьма редко сочетается с твердостью ума, ибо ум размышляет и желает знать
истину, чего бы это ему ни стоило, тогда как дух предается мечтам и страшится
открытий ума, разрушающих радужные картины абсолютной вечности и блаженства,
которым он поклоняется.
- Чего ты боишься, маленькая Моргана? Того ли, что солнечный очаг важнее, чем та
жизнь, что греется в его лучах?
- Да, Мерлин. Ведь если очаг вечен, а люди смертны и преходящи - это значит
лишь, что сам очаг лишен смысла и что конечная целесообразность, присваиваемая
человеком каждой вещи - с точки зрения своего ничтожного и призрачного бытия, -
в действительности ничего не стоит и является всего лишь обманом. А сам человек,
как и все живое на земле, - лишь мимолетная тусклая тень, которую горячая
материя отбрасывает на материю холодную, оплодотворяя ее и рождая тем самым
иллюзию жизни. Меня возмущает, что центр Вселенной лишен причины и смысла, тогда
как одушевленное порождение случая, едва копошащееся под его ярким светом среди
других тел, бесцельно блуждающих в пустынном пространстве, как раз способно
постичь цель и что эта способность служит ему лишь для того, чтобы острее
осознать свое собственное ничтожество. Из чего я и заключаю, что Бог, творец
всего этого, если он существует, - в тысячу раз злее и безжалостнее дьявола. И
я, Моргана, - жертва этой жестокости, ненавидя этого чудовищного Бога и этого
глупого и лживого человека, которого ты защищаешь, - в ответ на вселенское зло
сама буду жестокой и беспощадной, ибо я обречена на знание, страх, страдание и
смерть.
И вдруг она горько и безутешно заплакала, как может плакать лишь ребенок,
безраздельно отдавшийся своему горю, - Моргана - чудесная и необыкновенная
маленькая девочка, проливающая детские слезы над вещами, не доступными
человеческому разуму, хрупкое тельце с недетским умом, затерянным в
головокружительных безднах. Я подошел и взял ее на руки. Она обхватила своими
ручонками мою шею и положила голову мне на плечо.
- С тобой мне не страшно, Мерлин. Люби меня. Люби меня всегда, и я не умру.
Я почувствовал, как она в последний раз судорожно всхлипнула, потом успокоилась
и заснула. Ее лицо, прижатое к моему плечу, было обращено ко мне. На щеках еще
блестели бороздки от слез, но губы уже сложились в очаровательную улыбку. Ее
длинные черные волосы ниспадали ей на спину. Она казалась безмятежной, хрупкой и
беззащитной, вновь обретя свой возраст в забвении сна. И вдруг я почувствовал,
что ничто больше не имеет значения, кроме этой ласковой и непокорной девочки,
спящей у меня на руках. И этот миг абсолютной любви, омывший своим ослепительным
и мимолетным светом мир, построенный на ухищрениях терпеливого разума и на
слепой и искусственной вере, поверг в ничто Бога и дьявола, закон и хаос, добро
и зло, ум человеческий и смерть - он был бессмертнее, чем само бессмертие.
Моргана спала. Я осторожно сел на коня, и ровным и медленным шагом мы вернулись
в Кардуэл, залитый золотыми лучами заходящего солнца
травы. Ее огромные зеленые глаза, блеск которых становился подчас невыносимым,
были задумчивы и выражали зрелость ума, которая в соединении с глубокой печалью
так странно сочеталась в этой маленькой семилетней девочке с нежностью и
прелестью незакончившегося детства.
Нас окружал густой полумрак. Через широкий проем в лесной чаще, отлого
спускавшейся к берегу, видны были залитые ярким солнечным светом стены Кардуэла
и дальше - глубокий залив, который отделял земли силуров от страны белгов,
расширялся к западу, пока совсем не терялся в Ирландском море.
- Почему люди умирают? - повторила Моргана. - Я еще так мала, но я все равно
чувствую бег времени и смерть - так коротка жизнь.
- Конец одной жизни - это еще не конец времен, Моргана, а смерть одного человека
- еще не смерть человечества.
- Но какое мне дело до того, что людской род бессмертен? - сказала она с гневом.
- Ведь умру-то я, а не он. Ненавижу его. Человек - раб, смирившийся со своей
судьбой, верящий, чтобы успокоить себя, всем тем глупостям относительно
вечности, которые преподносят ему пустые мечтатели и лгуны. Во весь этот вздор о
загробной жизни, про рай или ад на небесах, под землей или я не знаю еще где,
про этих смешных или надменных богов Греции или Египта, жестоких - финикийских
или карфагенских, самоустранившегося - еврейского или же безумного -
христианского. Шумное скопище богов, открывающих своим приверженцам лишь
глупость, безумие или извращенный вкус своих создателей. Неужели ты думаешь, что
меня, Моргану, радует, что я буду увековечена таким человеком, чье единственное
бессмертие в его неизменной глупости? Конец одной жизни - для нее самой - конец
всего сущего; смерть не может быть этими нелепыми сказками, она - ужас, холод и
ночь.
- Нужно постараться при помощи разума и своих рук построить крепость - защиту от
холода и ночи, дом в пустоте. Нужно строить без устали, сколько есть сил. Это
безусловный долг каждого, кто получил в удел разум, воображение и предвидение.
Если эта попытка родит глупость или безрассудство - нужды нет. Мы должны
побороть страх. Это вопрос собственного достоинства. Бессмертие человеческого
рода, которое ты презираешь, - не что иное, как бессмертие этого состояния духа.
Именно в этом и состоит связь и преемственность отдельных людей, рождающихся и
умирающих в одиночестве, которое так страшит тебя. Именно в этом - вечность, а
не в бессмертии одного тела или одного разума, о неизменности и вечной жизни
которых ты мечтаешь, - даже если эти тело и разум, преисполненные гордости и
высокомерия, принадлежат самому прекрасному, самому умному и проницательному и
самому непокорному маленькому человечку, какой когда-либо рождался под солнцем.
И наверное, даже это чудо творения не сочтет для себя дерзкой мою просьбу
проявить хотя бы немного достоинства, о котором я говорил.
Она улыбнулась и скорчила гримаску в ответ на этот строгий комплимент. Потом как
будто снова погрузилась в свои размышления. И вдруг сказала мне:
- Я думала о том, как устроена Вселенная.
- По-видимому, ты считаешь Птолемея жалким образчиком человеческого рода, а его
"Географию" - нагромождением ошибок и заблуждений?
- И да и нет. Я думаю, как и он, что земля круглая, потому что линия горизонта
отступает по мере того, как мы хотим ее достигнуть, и потому еще, что на сфере,
даже на самой маленькой, дороги не имеют конца. Так что наш мир может быть
бесконечно велик в наших глазах и под нашими ногами - и ничтожно мал для нашего
разума. Таким он видится мне. Потому что, я думаю, что не он является центром
Вселенной, - но Солнце.
- Как ты пришла к этому заключению?
- После наших бесед об астрономии. Думаю, что ты и сам разделяешь это мнение,
потому что ты больше настаивал на противоречиях птолемеевской системы, чем на ее
внешней связности, хотя ты и представил мне эту космологию как вполне достойную
веры, подкрепив ее философией Аристотеля, но умолчав, правда, при этом кое о
чем, чтобы не испугать меня и не вселить ужас в мое сердце. Но я сама нашла этот
ужас - путем умозаключений. Я полагаю, что все небесные тела - на разном
расстоянии и с разной скоростью - вращаются вокруг Солнца, которое является
неподвижным центром Вселенной, подобно тому, как люди соединяются и движутся
вокруг одного солнечного ядра, или центра притяжения, - каждый в зависимости от
своих потребностей в движении, свете и тепле. И Земля, которую Птолемей считает
центром Вселенной, не является исключением из общего правила и оказывается,
таким образом, миром среди многих других миров. Она оборачивается вокруг Солнца
за один день, двигаясь в таком направлении, что нам кажется, будто Солнце
восходит на востоке и заходит на западе. Это дневное обращение сопровождается
меньшим и более медленным поперечным отклонением и приближением - двусторонним
движением, середину которого составляет время равноденствий, а крайние точки -
время солнцестояний, полный же период занимает один год. Этим объясняется смена
времен года, изменения в пути следования Солнца по небу, а также изменения
долготы дней и ночей. Луна тоже обращается вокруг Солнца, совершая пока неясное
для меня движение, пересекающее путь Земли, так что она находится то выше, то
ниже, иногда ближе, чем мы, к Солнцу, а иногда - дальше, и принимает различные
очертания, в зависимости от того, какую часть ее поверхности мы видим освещенной
солнечным светом. И именно различные положения, которые попеременно занимают
Земля и Луна относительно Солнца, создают затмения. Что же касается тех
причудливых миров, которые Лукан называет "stellae vagae", а Ксенофонт -
"блуждающими звездами", то их движение также может быть признано упорядоченным,
если предположить, что они - как и Земля - вращаются вокруг Солнца - на
расстояниях и со скоростями, не схожими между собой. Я придумала все это,
основываясь на твоем учении, а также на том неудовольствии, с каким ты излагал
мне разные успокоительные теории. Таким образом я поняла, что твердость духа
весьма редко сочетается с твердостью ума, ибо ум размышляет и желает знать
истину, чего бы это ему ни стоило, тогда как дух предается мечтам и страшится
открытий ума, разрушающих радужные картины абсолютной вечности и блаженства,
которым он поклоняется.
- Чего ты боишься, маленькая Моргана? Того ли, что солнечный очаг важнее, чем та
жизнь, что греется в его лучах?
- Да, Мерлин. Ведь если очаг вечен, а люди смертны и преходящи - это значит
лишь, что сам очаг лишен смысла и что конечная целесообразность, присваиваемая
человеком каждой вещи - с точки зрения своего ничтожного и призрачного бытия, -
в действительности ничего не стоит и является всего лишь обманом. А сам человек,
как и все живое на земле, - лишь мимолетная тусклая тень, которую горячая
материя отбрасывает на материю холодную, оплодотворяя ее и рождая тем самым
иллюзию жизни. Меня возмущает, что центр Вселенной лишен причины и смысла, тогда
как одушевленное порождение случая, едва копошащееся под его ярким светом среди
других тел, бесцельно блуждающих в пустынном пространстве, как раз способно
постичь цель и что эта способность служит ему лишь для того, чтобы острее
осознать свое собственное ничтожество. Из чего я и заключаю, что Бог, творец
всего этого, если он существует, - в тысячу раз злее и безжалостнее дьявола. И
я, Моргана, - жертва этой жестокости, ненавидя этого чудовищного Бога и этого
глупого и лживого человека, которого ты защищаешь, - в ответ на вселенское зло
сама буду жестокой и беспощадной, ибо я обречена на знание, страх, страдание и
смерть.
И вдруг она горько и безутешно заплакала, как может плакать лишь ребенок,
безраздельно отдавшийся своему горю, - Моргана - чудесная и необыкновенная
маленькая девочка, проливающая детские слезы над вещами, не доступными
человеческому разуму, хрупкое тельце с недетским умом, затерянным в
головокружительных безднах. Я подошел и взял ее на руки. Она обхватила своими
ручонками мою шею и положила голову мне на плечо.
- С тобой мне не страшно, Мерлин. Люби меня. Люби меня всегда, и я не умру.
Я почувствовал, как она в последний раз судорожно всхлипнула, потом успокоилась
и заснула. Ее лицо, прижатое к моему плечу, было обращено ко мне. На щеках еще
блестели бороздки от слез, но губы уже сложились в очаровательную улыбку. Ее
длинные черные волосы ниспадали ей на спину. Она казалась безмятежной, хрупкой и
беззащитной, вновь обретя свой возраст в забвении сна. И вдруг я почувствовал,
что ничто больше не имеет значения, кроме этой ласковой и непокорной девочки,
спящей у меня на руках. И этот миг абсолютной любви, омывший своим ослепительным
и мимолетным светом мир, построенный на ухищрениях терпеливого разума и на
слепой и искусственной вере, поверг в ничто Бога и дьявола, закон и хаос, добро
и зло, ум человеческий и смерть - он был бессмертнее, чем само бессмертие.
Моргана спала. Я осторожно сел на коня, и ровным и медленным шагом мы вернулись
в Кардуэл, залитый золотыми лучами заходящего солнца
Мишель Рио. Мерлин
@темы: Интересности
и тут моргана именно кэти и никто другой