Сценичность персонажа, или Как оживить образЦитаты из статьи Г.Л.Олди.
Полностью текст см."Мир фантастики", №5 (93) 2011
Когда писатель создает образ, в его ведении появляется самодеятельный актер, не получивший специального образования, и который сам, без поддержки режиссера, роль свою не сыграет. Писательская задача - актера обучить, тем самым сформировать и оживить образ.
Существует несколько видов оппозиций, на которых строится все множество систем работы над ролью.
читать дальшеПереживание и представление
Главная оппозиция - это "школа переживания" и "школа представления".
Школа переживания утверждает, что актер, работающий над ролью, создает в себе зародыш псевдоличности. Он формирует образ в максимально проработанном виде, знает о нем в 10 раз больше, чем покажет на сцене.
Школа представления работает по другой методике: актер представляет себе личность, при этом знает про нее не меньше актера школы переживания. Он техничен, он в курсе, как герой ходит, движется. одевается, реагирует на внешние раздражители - и способен великолепно представить это публике. Которой, по сути, без разницы, переживает актер или представляет.
Эти два подхода относятся к ассоциативному и логическому мышлению. Переживание - выстраивание цепи работающих ассоциаций; представление - точная, как скальпель хирурга, логика.
Состояние и отношение
Еще одна оппозиция - игра "от состояния" или "от отношения".
Если актер играет от состояния, он формирует последовательную цепочку психо-физических состояний, присутствующих в роли: гнев, раздражение, влюбленность... В этом случае образ формируется изнутри, оформляясь мастерством представления.
При игре от отношения, актер имеет отношение к воплощаемому образу. Например, ненавидит людей такого типа - играет так, чтобы зритель тоже почувствовал неприязнь. В этом случае образ формируется внешними средствами.
Правда чувств и правда действия
Многие писатели ставят себе задачу - в принципе, хорошую и верную - сформировать правду чувств. Их герои обильно рефлексируют и переживают, иногда вполне правдиво, но, увы и как ни странно, искренность не является залогом жизнеспособности персонажа.
Станиславский, более всего известный своим "Не верю!", на самом деле со временем пришел к другой идее - правде физических действий. Актер должен правильно, согласно решению сценического образа, брать чашку с кофе, протирать очки, ходить с тростью и т.д., и т.п. Такие мелкие бытовые действия могут сработать на оживление в 10 раз лучше и больше, чем сплошная рефлексия.
Разнообразие и амплуа
Еще один вариант оппозиции: разнообразие (от "образ"
и амплуа.
Амплуа - это не значит однообразно и плохо. Речь не об одностороннем персонаже, а о том, что в нем должна доминировать конкретная, узнаваемая, архетипическая черта, знакомая читателю действенная и поведенческая линия. К примеру, "комик" или "трагик", "герой-любовник" и "герой-резонер", "кокет-инженю" и "благородный отец" и т.д. Особенно амплуа актуально для второстепенных персонажей, такой образ зачастую необходим, потому что сразу узнаваем.
Следует помнить, что писателю необходимо стоять "над действием", создавая общую полифонию, используя и нетипичные образы, и характеры-амплуа.
Действие и сквозное действие
Действие - это цепочка событий, меняющая актерские задачи, вернее, задачи воплощаемого образа. Все действие сводится к тому, что происходит некое событие (поступок, явление, факт), и задачи действующих лиц меняются. Вот герой шел убить врага, что-то случилось - и убивать больше не хочет / не нужно. Без действия персонаж хоть на сцене, хоть в книге не оживет.
Сквозное действие - шампур, на который нанизано общее действие персонажа со всеми его разнообразными задачами. Шампур начинается в начале и заканчивается в конце, он строится из исходной предпосылки конфликта в сверхзадачу роли. К примеру, сквозное действие Фродо во "Властелине колец" - честно выполнить свой долг, а вовсе не дойти до вулкана и бросить туда колечко (изначально он вообще себе такой задачи и представить не мог).
Создавая образ, автор должен четко понимать сквозное действие персонажа. Если не понимает - тогда персонаж "приключается", и рождаются многотомные циклы без начала и конца.
Взгляд из зала
Важно помнить (и снова, да), что автор - это как режиссер спектакля. А место режиссера в зале, что позволяет ему видеть всю сцену целиком, а не только знать узкую роль героя. Без фона, пейзажа, обстановки, действия других персонажей сцена не "оживет", не выдавит у зрителя нужную слезу.
Милый злодей и злой герой
Есть две особенности:
1) В каждом персонаже, главном или третьестепенном, должна быть частица автора. Не абстрактная часть с "глубокими чувствами", а конкретная часть характера и привычек. В каждом из нас есть и подонок, и боец, и трус, и мерзавец, и герой-любовник, и комик, и трагик. Не будет этого в персонажах - не оживут.
2) Пишете злодея - ищите, в чем он добрый. Пишете добряка - ищите, в чем подлец. Иначе они тоже не оживают. В жизни не бывает чистых подлецов и идеальных спасителей мира. Иначе бороться не с чем, и действие не сформируется.